Работа «Фантастические волны» получила главный приз конкурса визуальной рекламы «ЗНАК-2021» — Гран-при.
НАРУЖКА: Сергей, насколько неожиданным был для вас этот заказ?
Сергей Воденко: На самом деле он не был для нас неожиданным, нам постоянно предлагают подобные проекты. Изначально мы создали две компании. Одна занимается выставочной деятельностью, другая — наружкой. В выставочном бизнесе девять из десяти проектов нестандартные. И сделать всё нужно за три дня. Например, на Петербургском экономическом форуме мы собрали стенд-пещеру за 5 суток. Вот был ноль, потом через 5 суток всё закончилось и уже ничего не осталось — снова ноль.
Соответственно, потом возникла история с его реализацией и тут, конечно, пришлось уже решать не только инженерные вопросы, но и вообще всё пересматривать. Потому что это бывшее послевоенное троллейбусное депо, соответственно, никакие нагрузки на потолки и стены не допускаются. В итоге пришлось разрабатывать отдельно стоящую рекламную конструкцию, которая не касается поверхностей. При этом она получилась абсолютно безопасной для посетителей.
НАРУЖКА: Какой доход?
Сергей Воденко: Доход смешной. Ну, чтобы вы понимали, чуть больше миллиона рублей. При этом проведено 56 ночных монтажей. И всё это время торговый центр работал! Люди приходили в кинотеатр, смотрели фильмы по ночам. То, что мы видим в проекте или предполагаем теоретически, в жизни может пойти совсем по-другому. К примеру, вы видите стены пещеры. Они изготавливались на специальном станке, на котором производятся обтекатели для «Сапсанов». Пещера была изготовлена в соответствии с архитектурным проектом. И вот, мы приезжаем в торговый центр, ждем часа ночи, когда закончится сеанс мультфильма «Король лев», чтобы втащить конструкции, а они не входят в здание. И ты понимаешь, что тут делать нечего... Это очень психоэмоционально тяжелый был проект, очень тяжелый. Там была масса и других сложностей. С той же светодиодной подсветкой.
Было смонтировано около полумиллиона пикселей. Каждая «волна» имеет свою длину, и необходимо было всю картинку синхронизировать. При этом часть стены вогнута и любая снежинка превращалась в каракулю размазанную, которая начиналась в начале панно вверху, а заканчивалась в левом дальнем углу через 78 метров. Ты даже глазами не видишь, где начало, где конец картинки. А если человек не видит картинки, у него уже в голове это не состыковывается. В настроечной программе экран целиком выглядит, как кардиограмма.
Еще одна проблема: у светодиодной ленты 5 каналов. Все волны имеют разную длину, соответственно разное напряжение. Нужно было входить по каналу питания где-то в середине, где-то в конце, где-то в начале ленты. Потом разгоняли усилителями сигнал. Беда в том, что микропайка проходила прямо в торговом центре, потому что кассеты собирались на месте. Вносились в помещение куски, скручивались и определялись места спайки. Что такое пайка в 4:00 часа ночи в торговом центре? Это просто адский ад. Да, еще нюанс такой. Работы проводились на разных высотах. Я даже впервые приобрел паяльники газовые. Это такая ручка, которая заправляется газом. Газ горит, паяльник нагревается. И ты смотришь на эти все ниточки, проводочки и думаешь: «Боже мой. А оно точно работать будет?» Еще мы металл тонкий приклеили, чтобы теплоотвод был хороший. Ленту надо охлаждать. Ну, в общем, пережили.
Процесс запуска тоже был непростым, потому что это происходило в канун Нового года, и владелец торгового центра хотел создать новогоднюю атмосферу, сделать людям приятно и красиво. И когда мы 10-го декабря наконец подключили весь экран, оказалось, что это все не работает. Да, есть штука, она стоит, она выглядит фантастически, но она не работает, нет той самой динамики, ради которой все затевалось. В итоге мы настраивались до 20 декабря. И когда всё заработало, это, конечно, было такое вау, даже для участников проекта. И если бы сейчас мне предложили что-то подобное сделать, я бы подождал годика три, потому что это очень тяжело.
НАРУЖКА: Для такой уникальной работы можно было с заказчиками договориться о большей прибыли...
Сергей Воденко: А тут никто ничего не спрашивает. Это особенность регионального рынка. У нас проводятся конкурсы без проектно-конструкторской документации. Есть лишь эскиз художника: я так вижу. Есть примерное очертание. Мы понимаем, что там примерно у нас 78 метров. Примерно мы понимаем, что там 238 кассет. Понимаем, что вот там вот центральная выступающая часть вылетает на 4,5 метра. Всё примерно. А цифра нужна конкретная. И когда мы начали решать задачу с математикой, понятное дело, что мы пытались перестраховаться. Но жизнь внесла свои коррективы. Никто не знал, что «Король Лев» смотрят до часу ночи. Мы думали, что будем работать с 22:00 до 10:00 утра. А по факту получалось и в 2:00, и в 3:00 и до 9:00. До 10:00 нужно было всё разобрать, чтобы утром в 10:00 заходили посетители, не было ни лесов строительных, ни каких-то следов нашего присутствия — ничего. И это очень сильно увеличивало финансовые затраты по оплате ночных монтажей. Получилось вместо 20-ти ночных монтажей — 56. А это не только по деньгам тяжело, у меня на этом проекте было потеряно 11 человек.
НАРУЖКА: Они просто ушли?
Сергей Воденко: Нет, они не ушли, они бросили проект, и в связи с этим мне пришлось с ними расстаться. И это был стресс. Но мы дошли до финиша, пережили это и даже Гран-при получили.
НАРУЖКА: А как вообще удалось договориться с сотрудниками работать в таких непростых условиях? Всё ради денег или команда сформировалась определенная, которой тоже было интересно?
Сергей Воденко: И то, и другое. Есть идейные лидеры, для которых это был репутационный проект, в котором необходимо было обязательно дойти до финиша. Рядовых сотрудников в основном интересовали финансы.
НАРУЖКА: Насколько итоговый вариант соответствовал архитектурному проекту?
Сергей Воденко: Изначально в архитектурном бюро предложили все конструкции изготовить из гипсокартона. Но по факту это было неудачное решение, и в итоге мы всё сделали из композита. Причем, композит нам делали по спецзаказу — 534 листа размером 5 х 1,5 метра. Я помню, когда мы начали реализацию проекта, мы заблокировали поставку данного композита по стране вообще полностью, завод работал только для нас.
Для этого проекта мы разработали специальный кран, который позволяет поднимать конструкции весом до 600 кг на высоту 6 м. И вот эти конструкции мы ставили, между ними были рельсы, были роликовые механизмы, эта штука взлетала, поворачивалась, ехала, стыковалась... Наверху висит альпинист, второй человек снизу находится с проводами за стенкой, он вообще не видит ничего. Ему по рации сообщают, что сейчас идет контакт, услышишь стук, просовывай провода. Разумеется, когда архитекторы предлагают проект клиенту, они не могут знать о всех нюансах. Поэтому зачастую и объем работ, и финансовая составляющая проекта оказываются, мягко говоря, не соответствующими начальной задумке архитекторов. Возможно, кто-то другой попытался бы сделать так, как придумали архитекторы. Но мы предложили свое решение. Поэтому тут нельзя сказать о том, что это архитектурное бюро как-то недорабатывает. Не видел я еще ни одного проекта ни от одного архитектурного бюро, которое уже включило бы в проект все нюансы.